Сайт воспитателя Лаврик Натальи Николаевны

Формирования основ безопасности жизнедеятельности дошкольников

 Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности. И наша «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм – сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.

Особенно внимательно нужно относиться к детям подготовительной группы, ведь они – будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира, а также сталкиваться с потенциально опасными для человека и окружающего мира природы ситуациями. Работа по обучению основам безопасности жизнедеятельности должна проводиться систематически. Для того чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике.

Учитывая, что большую часть времени дошкольники проводят вне дома, главная роль в обучении дошкольников основам безопасной жизнедеятельностипринадлежит воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Содержание работы по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности направлено на достижение цели формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Для этого нужно создать условия для ознакомления детей с основами безопасности:

Воспитательная среда: необходимо создание атмосферы душевного тепла и эмоционального благополучия, и в которой ребенок будет чувствовать себя уверенным, устойчивым к стрессам.

Предметная среда: в первую очередь это безопасная среда, в которой имеется место, для ознакомления ребенка с основами безопасности (альбомы, дидактические игры, книги, макеты, различные виды театра, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и пр.

Духовная среда. Это отношение среди людей, основанное на любви, доверии друг к другу, интереса всех к каждому и каждого ко всем. Нужно стараться не создавать такие ситуации, где не были отрицательные эмоции. Заплаканный ребенок не в состоянии что – либо воспринять и осознать.

В работе с детьми используются разнообразные эффективные формы работы с детьми по данной теме:

- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; индивидуальная работа с детьми, игровые упражнения, объяснение, напоминание, показ, ролевые игры, беседы, наблюдения на прогулке, создание проблемных ситуаций, экскурсии по ДОУ, по территории сада, за пределы участка;

-образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности: беседы, объяснение, рассказ, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, продуктивные виды деятельности, творческие задания, тематические досуги, ситуативное обучение, упражнения;

- самостоятельная деятельность детей: продуктивные виды деятельности, настольно-печатные игры, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, самообслуживание;

- взаимодействие с семьями детей: творческие задания, беседа, консультации, открытые просмотры, совместные игры, тематические досуги, наглядно-просветительская работа.

Обучая воспитанников, можно понять, что изобретательность должна быть в том, чтобы дети даже не догадались о том, что их чему-то учат, не боялись ошибиться, свободно рассуждали, сами находили свои ошибки, и испытывали радость от собственных открытий.

Методы ознакомления детей с основами безопасности.

1. Метод сравнения. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Дети могут сравнить: огонь – это хорошо или огонь – это плохо. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию.

2. Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

3. Метод повторения. В организованной образовательной деятельности он выступает как ведущий метод. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

4. Экспериментирование и опыты. Экспериментальная деятельность дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений

5. Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: «К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома».

Составление творческих рассказов способствует развитию творческого воображения, использование опыта, закреплению знаний. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…». Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения).

В группах необходимо организовать уголки ОБЖ, которые могут быть оснащены:

• дидактическими играми;

• учебными макетами, перекрестками;

• книгами разных авторов на соответствующую тематику;

• справочной литературой: энциклопедии, справочники;

• строительным конструктором с блоками среднего и маленького размера;

• транспортом: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина, машина полиции);

• настольно-печатными играми;

• макетом нашего микрорайона с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, мелкими игрушками-куклами;

• разными альбомами на данную тему, детскими рисунками;

• аудиокассетами, видеозаписями, художественными произведениями по правилам безопасности;

• альбомами со стихами и загадками, книжками-раскрасками;

• иллюстрациями об опасных ситуациях в жизни детей;

• семейными проектами: «Дорожные знаки»«Правила пользования велосипедом»«Правила дорожного движения, которые мы соблюдаем со своей семьей», и др.

Для системной работы по ОБЖ с дошкольниками в воспитательно-образовательном процессе мы используем программу Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Безопасность», где дан материал, с помощью которого у детей появляется потребность следовать правилам поведения в экстремальных ситуациях. Она разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования, реализует шесть основных направлений:

• ребенок и другие люди;

• ребенок и природа;

• ребенок дома;

• здоровье ребенка;

• эмоциональное благополучие ребенка;

• ребенок на улицах города

В своей работе можно использовать разнообразные эффективные формы работы с детьми:

1. комплексные занятия;

2. беседы;

3. ознакомление с художественной литературой;

- литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.

Примером для детей служат литературные произведения:

сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»«Кошкин дом»«Пожар»«Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршака, Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; Л. Толстой «Пожарные собаки»; С. Михалков «Дядя Степа»; Г. -Х. Андерсен «Сказка про спички»; Т. Нуждина «История спички»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»«Электрическая лампочка». - Б. Житков «Пожар». - Е. Хоринская «Спичка-невеличка»; М. Кривич «Где работает огонь»; Г. Остер «Вредные советы»; Б. Житков «Пожар в море» и др.

4. беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам;

5. развлечения, досуги;

6. игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые);

Основным средством ознакомления детей с правилами безопасности в быту считаю дидактические игры оформленные мной«Четвертый лишний»«Хорошо - плохо»«Если случится беда?»«Что нужно для пожарного щита?» и др.

7. экскурсии по ДОУ, по территории сада, за пределы участка;

8. наблюдения;

9. эксперименты и опыты;

10. игровые тренинги;

11. «минутки безопасности»;

12. моделирование заданных ситуаций;

13. рассматривание иллюстраций и альбомов;

Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасногоповедения считается ситуативно-имитационное моделирование. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности.

В своей работе можно использовать метод проектов. Он актуален и очень эффективен, в процессе проектирования ребенок может выступать не только как заказчик и исполнитель, но и как эксперт. Тематика проводимых проектов разнообразна, например: «Берегись бед, пока их нет»«Школа пешеходных наук»«Путешествие в большой мир» и др.

Использование ИКТ (интерактивных досок, компьютеров, аудионосителей) – неотъемлемая часть проведения данных мероприятий. Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы: «Уроки тетушки Совы», сказки: «Петя в стране светофора» и др.

Также можно предложить детям презентации на темы: «Пожар в лесу»«Кто работает с огнем»«Тело»«Убережем себя от беды»«Ознакомление с правилами дорожного движения».

С целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по вопросу воспитания основ безопасности жизнедеятельности можно привлечь родителей к активному участию в педагогическом процессе, через:

- совместные рисунки, поделки для выставки;

- совместные рисунки для альбомов;

- дни открытых дверей;

- помощь в изготовлении атрибутов для игр;

- совместные развлечения и досуги;

- совместные прогулки;

- родительские собрания ;

- индивидуальные консультации по запросам родителей;

оформление стендов и родительских уголков;

- анкетирование;

- цикл консультаций и информационных бюллетеней «Один дома»«Домашние животные»«Как уберечь себя от пожара?»«Советы родителям»«Поведение в транспорте»«Весеннее половодье» и др.

Реализуя принципы системности и последовательности обучения детей основам безопасности, необходимо работать в тесном контакте со всеми участниками педагогического процесса - воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог – психолог. Также можно организовать сотрудничество с детской библиотекой, школой, музеем.

Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формироватьпредставление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения. Систематическая работа с детьми по обучению правилам ОБЖ, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дадут в будущем положительные результаты.

21 августа 2018 в 10:23

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.